cardiodreamteam.com

Портал профессионалов кардиологии
Текущее время: 03 май 2024, 11:21

Часовой пояс: UTC + 6 часов




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03 авг 2008, 15:10 
Не в сети
старшОй лейтенант
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 фев 2007, 17:53
Сообщений: 8262
Откуда: Новосибирск
Этим постом я завершила цикл о трех Мариях -первая была Мария из Вифании,сестра Лазаря.Потом покажу.
Райнер Мария Рильке
ЖИЗНЬ ДЕВЫ МАРИИ
Перевод В. Микушевича
РОЖДЕНИЕ МАРИИ


О, какое нужно было самообладанье
ангелам, чтобы до времени унимать
песнопенье, как сдерживают рыданье,
зная: в эту ночь для Младенца родится Мать.

Ангелы летали, ангелы таили, где помещалось
Иоахимово жилище; издалека
Ангелы чувствовали: там в пространстве сгущалось
нечто чистое, хоть нельзя приземляться пока.

Суета была неуместна под этим кровом;
изумленная соседка шла через двор,
а старик в темноте мычать не давал коровам,
потому что такого не было до сих пор.
Рождение девы Марии.Около 1450 года.Старая пинакотека.

Изображение
Дюрер.Рождение Девы.
Изображение
[more=Введение Марии во храм]


ВВЕДЕНИЕ МАРИИ В ХРАМ.


Чтобы понять, какой она была,
вообрази колонны и ступени
и среди них отчетливые тени
опасностей, которым нет числа,
хоть вычислены строго переходы,
над бездною стремительные своды
в пространстве из таких громоздких глыб,
что ты бы выносить их вряд ли смог
и ты бы надорвался и погиб
под гнетом их, когда ты не изгиб
размашистого свода, не чертог,
не камень сам; откинуть хоть чуть-чуть
осмелишься ли ты двумя руками
завесу, освященную веками,
на вещи высочайшие взглянуть,
где света ни потрогать, ни вздохнуть;
на зданье зданье, в воздухе перила,
где высота царит, как и царила,
где головокружительная жуть,
где облако клубится от кадила;
когда тебе святилище грозит
свои лучом, вернее, излученьем,
священническим вспыхнув облаченьем,
которое пришельца поразит,
ты выдержишь?

Она же детских глаз
не опустила, глядя, как большая,
(средь женщин, как среди сестер, меньшая)
и, маленькую гостью приглашая,
завеса сдвинулась на этот раз;
все подвиги людские заглушая,
хвала звучала без прикрас
лишь в сердце у нее. Умней
она была; не сознавали сами
родители, что происходит в храме;
в наперснике из блещущих камней
ее встречал духовный вождь народа;
малютка в свой удел входила там
одна из всех, а был он выше свода
и тяжелей, чем весь великий храм.

Тициан.Введение Богородицы во храм.
Изображение
Т.Нефф.Введение Богородицы во храм.

Изображение
Тинторетто.Введение Богородицы во храм.
Изображение
Тьеполо.Просвещение девы Марии.
Изображение
Данте Габриэль Россетти.Детство Богоматери.
Изображение
Франсиско Сурбаран.Отрочество Богоматери.
Изображение
БЛАГОВЕЩЕНЬЕ


Не появленье ангела (пойми)
ее смутило. Лунный луч людьми
я солнечный бывает не замечен,
предметами воспринят или встречен,
ее в негодование привел
совсем не ангел; ведала едва ли
она сама, как ангелу тяжел
заемный облик (если бы мы знали
всю чистоту ее). Когда в родник
той чистоты лесная недотрога
лань глянула, то без самца, поверь,
зачать сподобилась единорога,
(зверь светоносный, чистый зверь).
Не ангельский, а юношеский лик
склонился к ней, врасплох ее застиг,
и взор его с девичьим взором вдруг
совпасть посмел, чтоб Дева без препоны,
как будто опустело все вокруг,
восприняла, чем живы миллионы
обремененных; с нею он сам-друг,
она и он, одни на всю округу;
почувствовав таинственный предел,
сперва молчали оба с перепугу,
потом благую весть он ей запел.

Данте Габриэль Россетти.Благовещение.

Изображение
Дж.Уотерхауз.Благовещение.
Изображение
Боттичелли.Благовещение.
Изображение
Изображение
Джованни Баттисто Тьеполо.Непорочное зачатие.
Изображение
ПОСЕЩЕНИЕ МАРИИ


Шла она сначала, как летела,
но потом почувствовала страх,
легкий страх от собственного тела,
удивительного на горах

иудейских. Перед ней был путь
в глубь ее же собственного света;
поняла Мария: через это
человеку не перешагнуть.

И она невольно потянулась
к чреву, где другой послушно рос;
осторожно каждая коснулась
сестринского платья и волос.

То была пророческая встреча
двух сестер, которых Свет избрал:
как бутон, природе не переча,
набухал Спаситель, а Предтеча
в материнском чреве заиграл.




ГНЕВ ИОСИФА


И промолвил ангел: «Глянь, кому
угрожать готов ты кулаками:
ей подобна там за облаками
Божья рань, сменяющая тьму».

«Что же с ней?» — Иосиф проворчал.
Ангел крикнул: «Плотник, слеп ты, что ли?
Видишь, здесь начало всех начал,
явная примета Божьей воли.

Гвозди в доски кое-как вбивая,
требовать к ответу смеешь ты
Самого Творца, чья власть живая
даровала дереву цветы?»

Плотник понял. Плотник быстрым взглядом
ангела искал в своем углу;
вздрогнул, никого не видя рядом,
шапку снял. Потом запел хвалу.




БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ ПАСТУХАМ


Вы видите меня над окоемом,
вы, у костра собравшийся народ,
вы, звездочеты! В небе, вам знакомом,
я, новая звезда среди высот,
пылаю так, что для меня проемом
становится весь этот небосвод;
он тесен мне. Впустите же меня
в свою судьбу. О, как я одинока
в пустынных ваших душах, в дебрях рока,
но падает от моего огня
тень дерева, сулящего плоды,
а на земле пространство для звезды
невиданной. И вам не страшно? Свет
ненаступивших, но грядущих лет
на ваших лицах, искаженных мраком.
Произойдет под этим сильным знаком
столь многое; Вам, верующим, вам,
немногословным, весть я передам,
чтоб высказался дождь и летний зной,
и птичий лет, и ветер. Ваша суть
не может к жирной суете примкнуть,
отъевшаяся. Ни одной
не мучит вещи невозможный торг
у вас в груди. Как ангелом восторг,
так движет вами, не минуя уст,
земное, и, когда терновый куст
вдруг вспыхнул, чтобы вечность вместе с ним
заговорила, даже херувим
не удивит, невидимый, в полете,
вас, если посетит ваш дом родной;
склонитесь вы пред властью неземной,
и свой поклон земным вы назовете.

Вот после купины начало дня,
когда земная ширится граница,
и, девственное лоно сохраня,
Бог снизошел в него, а я родня
ее святыни, ваша проводница.
Веласкес.Коронование Марии.

Изображение
РОЖДЕНИЕ ХРИСТА


Не твоей ли верою сияли
небеса, как будто мир пылал?
В человека не через тебя ли
грозный Бог вселиться пожелал?

Думала ли ты, что так Он мал?

Но величье Божье даже в этом.
Что в сравненье с Ним звезда вдали
со своей орбитою и светом?
Посмотри, властители земли

дивные подарки принесли

твоему младенцу. Величайшим
остается даже в пеленах
Он в Своем покое глубочайшем
и в пространствах, и во временах.

Корабли качались на волнах,

амбру привозя и самоцветы;
пусть пьянящий душу аромат
и другие зыбкие предметы —
разве только вестники утрат,

убедишься вскоре Ты: Он рад.
Сандро Боттичелли.Мистическое рождество.
Изображение
ОТДЫХ ВО ВРЕМЯ БЕГСТВА В ЕГИПЕТ


Не решались дух перевести,
от детоубийства убегая,
и не замечали, как в пути
слава снизошла на них другая.

Вопреки убийственным химерам,
чья сопровождала их вражда,
ехали гонимые на сером
муле, устрашая города;

мимо храмов, где царила тьма,
шли они ничтожнее ничтожных,
но божеств ниспровергали ложных
и сводили идолов с ума.

Или перед ними всполошились
все, кто в злой отчаялись судьбе?
Шли они, самих себя страшились,
лишь Младенец верен был Себе.

Не позвал их в гости местный житель,
а в дороге зной был нестерпим;
сели отдохнуть они, и к ним
дерево склонилось, как служитель;

перед погребением чело
фараону до сих пор венчало
лиственное это опахало,
но, почуяв новое начало,
лишь для беглецов теперь цвело.
Бронзини.Святое семейство с Анной и Иоанном Крестителем.

Изображение
Джованни Беллини.Мадонна и младенец с благословением.

Изображение
Джованни Беллини.Греческая мадонна.
Изображение
Джорджоне.Мадонна с младенцем и святые.
Изображение
Джорджоне.Мадонна с младенцем и святые.
Изображение
Сандро Боттичелли.Мадонна Магнификат.
Изображение
Сандро Боттичелли.Мадонна с книгой.
Изображение
Рафаэль.Мадонна в зелени.
Изображение
Беллини.Мадонна с младенцем.
Изображение
Сандро Боттичелли.Мадонна с гранатом.
Изображение
Караваджио.Мадонна четок.
Изображение
Караваджо.Мадонна ди Лорето.
Изображение
Дюрер.Праздник четок.
Изображение
Дюрер.Мадонна с грушей.
Изображение
Джорджоне.Мадонна на фоне пейзажа.
Изображение
Джорджоне.Мадонна на троне и святые.
Изображение
Джорджоне.Мадонна с книгой.
Изображение






О СВАДЬБЕ В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ


Как она в неведенье могла
не гордиться Сыном, если даже
с первой стражи до четвертой стражи
ночь в Его присутствии светла?

Мудрецы тогда не для того ли
превратили в слух свои уста?
Он — безвестный вестник Божьей воли.
Ах! Она душой была проста

и, томясь, таила столько лет
радость, обретаемую в Сыне;
молча в дом входила, как поныне
шла за Ним, ликующая, вслед.

В доме был жених, была невеста,
а вина в кувшинах нет как нет;
одного она просила жеста
у Него, но был суров ответ.

А потом Он даровал сосудам
то, о чем Его просила мать,
не подозревавшая, что чудом
жертву будут люди называть

скрытую; еще не наступило
то, что видел Он перед Собой,
но Она Его поторопила
суетной, слепой своей мольбой;

видела веселие на лицах
и не знала, что затаена
вместо прежних слез в ее глазницах
кровь, подобье этого вина.




ПЕРЕД РАСПЯТИЕМ


Когда предвидел Ты такой исход,
без женского Ты мог явиться лона;
спасителей, чья воля непреклонна,
из горных лучше добывать пород.

Скажи, зачем урон Ты мне нанес,
не пожалев Своей долины милой?
И всех и вся Ты превосходишь силой,
а я источник молока и слез.

Во мне Ты мною чудом обнаружен,
и плоть моя была Твоя броня;
когда Тебе был тигр свирепый нужен,
зачем средь женщин выбрал Ты меня?

Ты моему доверился старанью;
я соткала Тебе хитон без шва;
вся жизнь моя была подобной тканью,
зачем она теперь не такова?




РIЕТА


Я вся беззвучный безымянный крик.
Я цепенею, как моя тоска,
камнем застыв.
Но знаю я, хоть я теперь жестка:
Ты был велик —
... Ты стал велик,
чтобы такую боль,
боль больше всей моей природы,
перенести.
На лоно снова Ты ко мне поник,
но я теперь Тебя родить
не в силах.
Ангерран Картон.Пьета из Вильне-лез-Авиньи.1455.Лувр.
Изображение



УТЕШЕНИЕ МАРИИ ВОСКРЕСШИМ


Их тогдашнее чувство: не это ли тайна,
из всех тайн сладчайшая,
но все еще земная:
когда Он, еще бледный от могилы,
но уже с легкостью к ней подошел:
воскресший всем телом.
О, к ней сперва! Каково им в том несказанном
исцелении.
Они исцелились, да. Они не нуждались
в прикосновениях резких.
Лишь на одно мгновенье
Он ей положил на плечо
женское Свою вот уже вечную руку.
И для них началась,
как весной для деревьев,
бесконечная одновременность,
время года
их крайнего единения.




О СМЕРТИ МАРИИ
(три фрагмента)

I


Всё тот же ангел, строгий и большой,
ей возвестивший Рождество Христово,
привлек ее вниманье: ты готова
Ему явиться телом и душой?
И содрогнувшись перед Тем, Кто прав,
она, тиха, как прежде, и покорна;
сияющий, чья близость чудотворна,
в чертах ее как бы исчез, призвав
тех, кто разносит веру по вселенной,
вернуться на знакомый горный склон,
в дом вечери; походкою смиренной
они вошли, спеша со всех сторон;
загадочный предчувствовала сон
на узком ложе, словно в колыбели,
избранница, внимавшая, как пели
архангелы небесный свой канон.
Она узнала всех, кто теплит свечи,
при ангелах не смея говорить,
успела при последней этой встрече
свои два платья сестрам подарить,
то к тем глаза подъемля, то к другим
(источник слез, бегущих с новой силой)

и в слабости своей перед могилой
вдруг низвела на Иерусалим
все небо, и напрячься лишь чуть-чуть
душе пришлось, пока ее не встретил
Тот, Кто знал всю ее, могуч и светел,
чтоб вознести в Божественную суть.




II


Кто мог бы знать, как долго уповало
на завершенье в небе бытие
и рядом с Воскрешенным пустовало
без года четверть века для нее
оставленное место, и они
привыкли к неопознанной святыне,
ее величье созерцая в Сыне,
чей свет и в ней сияет искони.

Когда она вошла в небесный свет,
то потянулась вся к Нему невольно,
но нестерпимый луч ей сделал больно:
казалось, рядом с Ним ей места нет.
Тогда она приблизилась к другим
и в сонм блаженных, робкая, вступила,
как будто не она их искупила,
но взорвалась она сама таким
сияньем, что соседей ослепила,
и ангелы спросили: Кто она?
И Тот, Чья ипостась им не видна,
изволил Бога-Сына Бог-Отец
остановить, и трепетный венец
над пустотой забрезжил нежно вдруг,
заоблачный след одиноких мук,
пусть временных, но и для Бога столь
болезненных, что не проходит боль. —
Смятения от взоров не тая,
склонясь, она сказать хотела: я
семь боль Его, но, истомясь вдали,
к нему рванулась. Ангелы стремглав
слетелись к ней, запели, поддержав
ее восторг — и к Сыну вознесли.




III


А Фома-апостол опоздал,
хоть спешил он к ней что было силы,
но Фому проворный ангел ждал
и промолвил: «Камень сдвинь с могилы,

чтобы опровергнуть суесловье;
знай: она положена была
чистою лавандой в изголовье
человеку, чья душа цела,

чтобы впредь пристанище земное
ею пахло, словно полотно.
Смертное (ты слышишь) и больное
ею навсегда напоено.

Видишь, здесь она лежала в белом.
Из виду не упусти холста,
выбеленного пречистым телом,
ибо Светоносная чиста.

Содрогнулось под ее стопой
небо, но когда она вставала,
то почти не смяла покрывала;
преклони колени, глянь и пой!»
Сандро Боттичелли.Вознесение девы Марии.
Изображение

Апрель 1934 — июнь 1936 гг.
Богоро́дица (Богома́терь, греч. Θεοτόκος), Де́ва Мари́я — в христианской и исламской традиции — мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур, в особенности в католицизме и православии (см. мариология). Личность Богородицы полулегендарна. Датой её рождения иногда называют 20 год до н. э., а её смерть церковное предание относит к 48 году н.э.

Содержание [убрать]
1 О наименовании
2 Жизнеописание Богородицы
2.1 Источники
2.1.1 В Священном Писании
2.1.2 В Священном Предании
2.2 Житие
2.2.1 Рождество Богоматери
2.2.2 Детство Богородицы
2.2.3 Введение во храм
2.2.4 Обручение с Иосифом
2.2.5 Благовещение
2.2.6 Встреча Марии и Елизаветы
2.2.7 Рождество Христово
2.2.8 Дальнейшая жизнь
2.2.9 Успение Богородицы
2.3 Пророчества
3 Иконография и символы Богородицы
3.1 Православная иконография Богородицы
3.2 Символы Богородицы
4 Почитание Богородицы
4.1 Дева Мария у ранних христиан
4.2 Христианские догматы
4.3 Православная традиция
4.3.1 Почитание
4.3.2 Литургия
4.3.3 Почитание в России
4.3.4 Чтимые иконы и географические пункты
4.3.5 Явления
4.4 Католическая традиция
4.4.1 Католические догматы
4.4.2 Отцы церкви о Марии
4.4.3 Праздники, посвящённые Деве Марии в католичестве
4.4.4 Реликвии
4.4.5 Литургия и гимнография
4.4.6 Явления
4.5 Дева Мария в протестантизме
4.6 Прочие традиции
4.6.1 Сирийская традиция
4.6.2 Коптская традиция
4.6.3 Маронитская традиция
4.7 Дева Мария в Коране
5 Богородица в светской культуре
6 Литература
7 Ссылки
8 Примечания



[править] О наименовании
Впервые Дева Мария была названа Богородицей в сочинениях Дионисия Великого (середина III века).[1]

В православных странах наиболее распространены названия, восходящие к греч. Θεοτόκος: слав. Богородица (и соответственно русск., болг. , серб. Богородица, укр. Богородиця, белор. Багародзіца); груз. ღვთისმშობელი, гвтисмшобели; рум. Născătoare de Dumnezeu. Ср. также лат. Deipara, эсп. Dipatrino, англ. Theotokos.

Личное имя Богородицы — Мария — восходит через греч. Μαρία к еврейскому личному имени Maryām, ивр. מרים‎ (предпол. — «горечь, возмущение или сопротивление», но также «госпожа» или «надежда»). В Западной традиции основным наименованием Богородицы являются производные от лат. Virgo Maria («Дева Мария»): англ. Mary, валл. Y Forwyn Fair, слов. Panna Mária, словен. Devica Marija, финск. Neitsyt Maria, швед. Jungfru Maria. По личному имени Богородица называется также в странах исламской традиции: араб. مريم‎‎, тур. Meryem.

В католической традиции встречается также наименование Мадо́нна.


[править] Жизнеописание Богородицы

Евангелист Лука, пишущий Владимирскую икону Богородицы с позирующей ему Марии
[править] Источники

[править] В Священном Писании
Библейские фрагменты, посвящённые Богородице, делятся на прямые упоминания (в Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), а также ветхозаветные пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Богородицы.

Сведения о жизни Богородицы, содержащиеся в Новом Завете, не являются достаточно подробными. В нём присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Пресвятой Девы.

Мф. 1:16, 18-25; 2:11, 13-15, 19-23; 12:46-50; 13:55;
Мк. 3:31-35;
Лк. 1:26-56; 2:4-7, 16-52; 8:19-21;
Ин. 2:1-12; 19:25-27;
Деяния апостолов 1:14.
Более подробно пишут о Марии Матфей и Лука, однако в годы общественного служения Христа редко упоминается об участии Богородицы в общественных событиях, как это было, в частности, в Кане Галилейской. Три автора синоптических евангелий приводят рассказ о приходе Марии вместе с братьями Христа к дому, где Он был с учениками и некоторыми людьми. Иоанн пишет, что Богородица была свидетельницей распятия Христа.


[править] В Священном Предании
Из библейского рассказа ничего неизвестно ни об обстоятельствах Её Рождества, ни о Введении во храм, ни о Её жизни после Пятидесятницы. Такие подробности жизни Богородицы известны из Церковного Предания: древних сказаний, церковно-исторических сочинений, гомилетических памятников, гимнографического богослужебного наследия. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о жизни Богородицы явились раннехристианские апокрифы:

«История Иакова о рождении Марии» («Протоевангелие Иакова») вторая половина — конец II в., Египет,
«Евангелие детства» (иначе — «Евангелие от Фомы»; II в.),
«Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет)
«Святого Иоанна Богослова сказание о успении Святой Богородицы» (IV—V вв.)

[править] Житие

«Рождение Девы Марии». Мастер жития Марии, Старая пинакотека, ок.1460
[править] Рождество Богоматери
Основная статья: Рождество Пресвятой Богородицы
По апокрифическому «Евангелию Иакова» родителями Марии были святой Иоаким и святая Анна. Эта версия была поддержана позднее Иоанном Дамаскиным, Григорием Нисским, Германом Константинопольским, Псевдо-Эпифанием, Псевдо-Иларием и святым Фульбертом из Шартре. Иоанн Дамаскин поддерживал утверждение святого Софрония, что Мария родилась в Иерусалиме, по другой версии — в Сефорисе близ Вифлеема.

Согласно священному преданию, у немолодой пары не было детей, за что Иоаким был изгнан из храма и ушёл в горы к пастухам. Там ему явился архангел (Благовестие Иоахиму) и предрёк рождение Марии. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно через год, 8 сентября, родилась у них дочь.


«Введение Марии во храм», Тициан, Галерея Академии, Венеция, 1534-38
[править] Детство Богородицы
Основная статья: Святая Анна (Детство Богородицы)
До трех лет Мария жила вместе со своими родителями.


[править] Введение во храм
Основная статья: Введение во храм Пресвятой Богородицы
Предание говорит о воспитании Марии в обстановке особой ритуальной чистоты и о «введении во храм», когда Марии было 3 года. Апокрифическая традиция сообщает, что Мария обучалась вместе с другими еврейскими детьми, но имела различные видения ангелов. В связи с этим к 12 годам Мария дала обет вечного девства.


[править] Обручение с Иосифом
Однако по достижении совершеннолетия она не могла остаться при храме, и для неё традиционным обрядом был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет — выбранный из колена Давида престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника. Причём Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.


«Устюжское Благовещение», начало XII века. Государственная Третьяковская галерея
[править] Благовещение
Основная статья: Благовещение Пресвятой Богородицы
В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы (символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии). По другой версии, Дева Мария в то время читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се дева приимет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда и произошло Благовещение — посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя. По Евангелию от Луки (1:26) Мария в это время жила в Назарете. Это первое упоминание о Марии в Евангелиях. По учению Православной церкви, Сын Божий воплотился сразу после согласия «Богоотроковицы», при этом Он принял не первозданное человеческое тело (как у Адама, к чему склоняется Католическая церковь), а уже повреждённое грехом (слабое) человеческое естество, которое Ему предстояло исцелить и возвысить на бесконечную высоту своими крестными страданиями, смертью и воскресением.


[править] Встреча Марии и Елизаветы
Основная статья: Встреча Марии и Елизаветы
Иосиф обручник, увидев, что Дева Мария ожидает ребёнка, хотел её отпустить без огласки. Но явившийся Иосифу архангел Гавриил успокоил его, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». После этого, как повестует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её».

Ожидая чуда девственного материнства, Мария направилась в дом Захарии и Елизаветы, своей родственницы, при встрече с которой произнесла красивейший гимн «Величит душа моя Господа…».


[править] Рождество Христово
Основная статья: Рождество Христово
По требованию римской администрации при переписи населения Мария и Иосиф, как представители рода Давидова, отправились в давидов город Вифлеем, где и родился Иисус — в яслях, так как все гостиницы были заняты и путешественникам пришлось остановиться в стойлах. Там их нашли волхвы (см. Поклонение волхвов) и пастухи (см. Поклонение пастухов). На 8-й день ребёнок был обрезан (см. Сретение Господне). Симеон Богоприимец предрёк, в частности, Богородице страдания («и тебе самой оружие пройдёт душу»), откуда появился иконографический символ сердца Богородицы, поражённого одним или семью мечами — «Умягчение злых сердец». Спасаясь от избиения младенцев, устроенного Иродом, Святое Семейство покинуло Израиль (см. Бегство в Египет).


«Оплакивание Христа», Пьетро Лоренцетти, фреска в церкви Сан-Франческо в Ассизи
[править] Дальнейшая жизнь
Затем Мария упоминается при описании случая, когда в возрасте 12-ти лет Иисус при поездке в Иерусалим отправился в Иерусалимский храм и общался со священниками (см. Иисус среди учителей).

При описании евангелистами событий жизни Иисуса Христа дева Мария упоминается как присутствовавшая на браке в Кане Галилейской. Некоторое время она была вместе с сыном в Капернауме. На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Больше упоминаний в Новом Завете о Марии нет. В Деяниях святых апостолов не указывается, была ли Дева Мария даже в день Пятидесятницы среди апостолов, когда на них сошёл Святой Дух в виде огненных языков. Православные теологи отвечают отрицательно, считая, что Святой Дух всесовершенно и неотступно уже пребывал на Деве Марии со дня её Благовещения = «Дух Святый найдёт на тебя и сила Вышнего осенит тебя».


«Успение Богоматери», Феофан Грек
[править] Успение Богородицы
Основные статьи: Успение Богородицы, Гробница Богородицы
Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году.[2] Традиция считает, что к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третьий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил.[3] Католики считают что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.


[править] Пророчества
Главным ветхозаветным пророчесвом о Богородице являются слова пророка Исаии Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14).

Кроме этого церковная традиция относит к ветхозаветным образам Богородицы следующие библейские сюжеты:

Лестница Иакова, как символ того, что через рождение Иисуса Христа от Богородицы небо соединилось с землёю (Быт. 28:12-17);
Неопалимая купина, как символ её непорочного зачатия (Исх. 3:2-5) (к нему также относят сосуд с манной, дарованной Богом евреям во время их странствий по пустыне) (Исх. 16:32-34);
Слова о Дщери Сиона из пророчества Софонии о рождении Христа (Соф. 3:14).
Ворота храма, как символ непорочности Богородицы - в пророчестве Иезекииля (Иез. 44:1-4).
Символическая Премудрость в Книге Притчей Соломоновых (Прит. 9:1-11).
Жена Царя (символически: Царица рядом с Мессией) в Псалме Давыдовом (Пс. 44:10-18).
И новозаветний символический прообраз (в католицизме), традиционно относимый к Богородице:

Жена, обличённая в солнце в Откровении Иоанна (Откр. 12:1)

[править] Иконография и символы Богородицы
Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. В западноевропейской живописи традиционный атрибут Марии — белая лилия, символ непорочности.


[править] Православная иконография Богородицы
Основная статья: Иконография Богородицы

Богородица и Младенец. Настенная роспись из раних катакомб, Рим, IV век
[править] Символы Богородицы
Метафизическими символами Богородицы считаются лестница Иакова (так как в Богородице соединяются небеса, где пребывает Бог, и земля), Неопалимая Купина и сосуд с манной, поскольку её Сын считался «хлебом жизни». Помимо этого непостижимое присутствие Бога в чреве Богородицы отражают такие символы, как скиния собрания и руно Гедеона, аллегорией Богородицы являются также гора Фаран и гора, упоминаемая в Книге Даниила (2:34), от которой без участия человека отделяется камень, рушащий истуканов. Из ветхозаветных прообразов выделяется пророчество Софонии о дщери Сиона.


[править] Почитание Богородицы

[править] Дева Мария у ранних христиан

Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом. II век, Катакомбы Присциллы, Рим.Церковное предание, основываясь на апостольских Деяниях считает, что Богородица после Вознесения оставалась в Иерусалиме вместе с другими учениками Христа, ожидая обещанного им схождения Святого Духа: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми жёнами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Также, согласно преданию, на Богородицу как и на апостолов в день Пятидесятницы сошёл Святой Дух в образе огненных языков.[3]

Согласно православному преданию в годы своей земной жизни Дева Мария совершила путешествие на Кипр к Лазарю. По дороге её корабль был бурей прибит к горе Афон, где она проповедовала среди язычников, обращая их в христианство. Отплывая от Афона Богородица произнесла благословение этому месту: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем».[4]

Почитание Богородицы первыми христианами подверждается наличием её изображений второго века в римских катокомбах, где христиане совершали богослужения, а также рассмотрение вопроса о её почитании Третьим вселенским собором в контексте осуждения ереси Константинопольского патриарха Нестория (считал Деву Марию не Богородицей, а Христородицей).[5]


[править] Христианские догматы
Дева Мария в общепризнанных христианских конфессиях именуется:

Богородица потому, что субъектом рождения от неё является Сын Божий, так как во Христе, в силу единства лица, нет никого другого, кто мог бы родиться от неё.[6]
Приснодева потому что Мария являлась девственной до, во время и после рождения Христа. Евангелия ясно сообщают о девственности Марии до рождения Христа, на основе же Священного Предания (апокрифических писаний и древней традиции) была принята доктрина о девственности. Эта доктрина, или «post partum», отрицавшаяся Тертуллианом и Иовинианом, была решительно защищена позднейшими ортодоксами, в результате чего был выработан термин «Приснодева», закреплённый на Пятом Вселенском соборе в Константинополе. Начиная с IV века общепринятыми становятся формулы, подобные августиновской: «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание её девственности некоторыми гностиками, в частности, Керинфом около 100 года и языческими критиками типа Цельса. Однако, при этом речь шла не только о самой непорочности зачатия, но и о сохранении девственности при и после рождения. В католической церкви метафизичность рождения Иисуса без разрушения девственности Марии была подтверждена энцикликой Папы Пия XII «Mystici corporis».

[править] Православная традиция

«Богоматерь с ангелами, свв. Георгием и Феодором», энкаустическая икона, монастырь св. Екатерины на Синае
Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль. Около 1218 г.По некоторым православным преданиям, Богородица участвовала в распределении земель между апостолами по жребию, на которые они должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Иверия (Грузия), с которой она оказалась впоследствии мистически связанной через Иверскую икону.


[править] Почитание
Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её византийского культа, сосредоточием которого был Константинополь. Одна из мозаик храма Святой Софии изображает Богородицу на престоле, а у ног её — кесари Константин и Феодосий Великие. Первый жертвует Богородице Константинополь, а второй — его главную святыню, храм Святой Софии. Этот момент был выражен в празднике 11 мая, где звучал тропарь: «Град Богородицы предаёт и посвящает своё начало Божией Матери, от Которой он берёт силу свою и долговечие, Которой хранится и укрепляется, и взывает к Ней: „Радуйся, надежда всех концов земли“». Археологические раскопки выявили 200 церквей, посвящённых Богоматери, главные из которых названы в честь Богородицы Кириотиссы и Богородицы Одигитрии, есть также храм во Влахерне, храм Халкопратия и храм «Зоодохос Пиги» («Живоносный источник»).

Из 12 двунадесятых праздников («Додекаортон») 5 было посвящено почитанию Богородицы:

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября,
Введение во храм Пресвятой Богородицы — «Изодос», 4 декабря,
Сретение Господне — «Ипапанти», 15 февраля,
Благовещение Пресвятой Богородицы — «Евангелизмос», 7 апреля и
Успение Богородицы — «Кимезис», 28 августа.
Остальные включали:

Зачатие Богородицы 9 декабря,
Собор Пресвятой Богородицы — «Синакси», 26 декабря,
Перенесение риз Божией Матери в собор во Влахерне 2 июля и
Перенесение пояса Божией Матери в Халкопратию 31 августа.
Среди преходящих праздников Богородице было посвящено два:

Акафистная Суббота (Похвала Богородицы) в память о чудесной защите Константинополя от авар и персов в 621 г.
праздник Владычицы нашей Живоносного Источника (пятница после Пасхи), в память об освящении собора, в котором Богородица по преданию совершила ряд чудес.

[править] Литургия
В евхаристической литургии марианский культ сфокусирован в проскомидии.Важнейшие тексты о Богородице находились в анафоре. При торжественном каждении пелось «Величание Богородицы» («Мегалинарион»). В литургии святого Иоанна Златоуста эта песнь называлась «Аксион эстин» («Достойно есть»), а у святого Василия — «Эпи си хари» («О Тебе радуется»). Ежедневно на вечерне стали читаться два «богородичных» тропаря («Под Твою милость» и «Богородице Дево»).

Хотя византийская Церковь не отмечала день Скорбящей Божьей Матери, в Страстную пятницу на малом повечерии отправлялось песнопение, составленное в X веке Симеоном Логофетом, называвшееся «крестобогородичным» («ставротеотокион») или «Плач Пресвятой Богородицы».

В византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», получившем распространение на Руси, Богородица испрашивает для осуждённых грешников в аду некоторое облегчение их участи. Пресвятой Богородице посвящено множество акафистов, гимнов (Радуйся, Невесто Неневестная!), а также не используемые за общественным богослужением кантики и колядки.


[править] Почитание в России
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться раздел, посвящённый почитании на Руси.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.


[править] Чтимые иконы и географические пункты
В православии, главным образом в России, особенно много праздников, посвящённых чудотворным иконам Богоматери (см. также статью Иконография Богородицы) тогда как каждая среда формально посвящена самому почитанию. Особым местом, посвящённым Богородице, является гора Афон.


[править] Явления
С первых веков христианства по настоящее время происходят многочисленные явления Девы Марии, которым посвящено множество книг, почитаемых икон, монастырей, памятных знаков. В Православной церкви в память о некоторых явлениях устраиваются крестные ходы с выносом икон, распространяется литература о явлениях Богородицы, составляются особые молитвы.

Явления и откровения Богородицы были подвижникам и простым людям - как явные, так и во сне. К наиболее известным в Православной церкви относятся:

1 октября 910 года – в Влахернском храме в Константинополе Андрею юродивому. В честь данного явления установлен праздник Покров Пресвятой Богородицы. [7]
1155 год – явление благоверному великому князю Андрею Боголюбскому. В честь явления написана Боголюбская икона Божией Матери [8]
1385 год – явление преподобному Сергию Радонежскому. В память явления установлен праздник и написана икона.[9]
25 ноября 1825 года – явление преподобному Серафиму Саровскому.[10]

[править] Католическая традиция

Рафаэль. Сикстинская Мадонна
[править] Католические догматы
Отличительной чертой почитания Марии в католицизме является догмат о её Непорочном зачатии, который подразумевает, что Мария была зачата естественным способом от Иоахима и Анны, но в момент зачатия с неё особой милостью Божией был снят первородный грех.

Согласно католическому догмату о вознесении Девы Марии, провозглашённому «ex catedra» папой Пием XII в 1950 году, за Успением девы Марии последовало её Вознесение в небесную славу телом и душой. Наряду с термином «Вознесение девы Марии» по отношению к этому догмату (а также празднику Успения) используется название «Взятие Марии в небесную славу».

В 90-х XX века профессор Марк Миравэлл из францисканского университета в США подал Папе Иоанну Павлу II петицию о признании за Марией статуса coredemptrix («Соискупительницы»). Эта инициатива была скреплена более чем 6 миллионами подписей из 148 стран, в том числе 42 кардиналов и 550 епископов, но была отвергнута Ватиканом.


[править] Отцы церкви о Марии
Древнейшими свидетельствами интереса, проявленного римскими христианами к Марии, являются две фрески II и III веков, находящиеся в катакомбах святой Присциллы в Риме. В число наиболее известных писателей и Отцов Церкви, говоривших о Марии, входят Тертуллиан, святые Иларий Пиктавийский, Зенон Веронский, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Григорий Великий, Пётр Хризолог и Идельфонс Толетанский. Их творения сильно повлияли на формирование богослужения, а некоторые гимны, например, святых Амвросия или Венанция Фортуната, и анафоры поныне являются одними из наиболее красивых текстов латинского богослужения.


[править] Праздники, посвящённые Деве Марии в католичестве
Древнейшим богородичным праздником, отмечаемым в Риме, было торжество Пресвятой Богородицы (1 января), завершающее октаву Рождества Христова. Между 550 и 595 г. в этот день стала совершаться особая литургия в честь девственности Марии. В VII веке появился обычай посвящения Марии среды и пятницы после третьего воскресенья Адвента. В XIX веке в церковный календарь был внесён праздник почитания Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемый на тринадцатый день после Дня святой Троицы. В XX веке установился обычай почитать Непорочное Сердце Марии по первым субботам месяца.

Реформа Второго Ватиканского собора, где в конституции от 21 ноября 1964 Марии были даны титулы Advocate, Auxiliatrix, Adjutrix и Mediatrix («Защитница», «Заступница», «Помощница» и «Посредница»), упорядочила богородичные праздники для всей латинской Церкви, установив фиксированные даты торжеств и праздников, посвящённых Марии:


«Вознесение девы Марии», Франческо Боттичини.1 января — праздник Богоматери;
2 февраля — Очищение Марии;
11 февраля — праздник Девы Марии Лурдской;
25 марта — Благовещение;
13 мая — праздник Девы Марии Фатимской;
31 мая — праздник Блаженной Девы;
27 июня — праздник Марии-помощницы;
15 августа — Успение (Вознесение Богоматери);
21 августа — праздник Девы Марии Нокской;
15 сентября — день Девы Марии Скорбящей;
12 декабря — праздник Девы Марии Гваделупской.
Помимо этого, 7 октября отмечается праздник Девы Марии розария, а 8 декабря — Непорочное Зачатие. Также в традиции латинской Церкви начиная с реформы Алкуина существует обычай посвящения Марии субботы. Этот обычай быстро распространился по всей Западной Европе и сохранился до наших дней. Непорочное Сердце Марии почитается на тринадцатый день после праздника Троицы, а также по первым субботам каждого месяца. Марии посвящены также месяцы май и октябрь. Первое свидетельство посвящения мая есть в «Кантиках» короля Альфонса X Мудрого.


[править] Реликвии

Ченстоховская икона Божией МатериМногие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными. Наиболее известны чудотворные статуи в монастыре монастыре Монтсеррат (Испания), в австрийском Мариацелле и в мексиканском городе Халиско. Другой известной мексиканской святыней является образ Девы Марии Гваделупской (Мехико). В восточной Европе среди почитаемых святынь выделяются Ченстоховская икона Божией Матери (Ченстохова, Польша) и Остробрамская икона Божией Матери (Вильнюс, Литва). Все эти города, наряду с такими местами явлений Богородицы, как Лурд и Фатима, служат объектами массовых паломничеств.

В Италии почитается Святой Дом в городе Лорето, который, по преданию, был домом, где жила Дева Мария, и который в XIII веке был перенесён в Италию. С паломничествами в Лорето связано имя Лоретанской литании — самой известной литании, посвящённой Богородице.


[править] Литургия и гимнография
Древнейшим памятником богослужебного произведения является римское свидетельство 215 г. «Апостольское Предание», в котором содержится текст очень древней «Анафоры пресвитера Ипполита», использовавшейся в Риме. В этой анафоре во время благодарения Мария упоминается дважды как матерь Спасителя. Важным событием для развития почитания Богородицы на Западе был Эфесский собор 431 г. и его постановление о богоматеринстве Марии. Сразу после Собора Папа Сикст III посвятил Марии римскую базилику на Эсквилинском холме. Позже этот храм стал называться «Блажeнной Девы Марии Великой».


Образ Девы Марии ГваделупскойВ латинском обряде, где Мария имеет иную, чем в православии титулатуру (Regina — «Царица», Stella maris — «Звезда моря» и др.), читаемая в последовании Часов евангелическая песнь Марии «Величит душа моя Господа» («Магнификат») с V в. стала венчать Вечерню, но особую роль играет знаменитое «Ave Maria». Помимо прочего, антифоны «Hodie» были предписаны для Вознесения и, в позднейшее время, на Непорочное Зачатие. В обновлённом после II Ватиканского Собора богослужении последний антифон был изменён.

Другая ежедневная молитва римского «Последования Часов» — это завершающие антифоны, посвящённые Марии. Они возникли в основном в XI и XII в., а в XIII в. стали неизменным завершением всех Часов. Со временем они были разделены в зависимости от литургического времени года. Существуют богородичные антифоны «Alma Redemptoris Mater» («Благая Матерь Искупителя»), «Ave Regina coelorum» («Радуйся, Царица небес»), «Regina coeli»(«Царица небесная»), «Salve Regina» («Славься Царица») и древний антифон «Sub tuum praesidium» («Под Твою защиту»). В евхаристической литургии Мария почитается, прежде всего, как давшая Иисусу человеческое тело, что было выражено в средневековом гимне: «Ave verum Corpus, natum de Maria Virgine…» («Радуйся истинное Тело, рождённое от Марии Девы…»). 15 августа 1986 г. было издано и провозглашено в Риме «Собрание месс о Пресвятой Деве Марии» («Collectio missarum de Beata Maria Virgine»). Эта единственная в своём роде публикация содержала 46 чинопоследований литургии о Марии, в которых даны её разнообразные формы почитания.

Одним из авторитетных и целостно высказывающихся о богослужебном и внебогослужебном почитании Марии документов является пастырская конституция Павла VI «Marialis cultus» от 2 февраля 1974 г.

Внелитургические формы почитания Марии включают молитвы «Ангел Господень», Розарий, «Stabat mater» и так называемую Лоретанскую литанию.


[править] Явления
В Католической церкви также почитаются явления Девы Марии — наиболее известные из них:

352 — базилика Санта Мария Маджоре в Риме;
1214 — святому Доминику с вручением ему розария;
1382 — в польской Ченстохове;
1531 — мексиканскому фермеру Хуану Диего в деревне Гваделупа;
1830 — святой Екатерине Лабуре в Париже, в храме на Рю де Бак;
1846 — двум молодым пастухам — Мелани Кальва и Максамену Жиро во французском Ла-Салетт;
11 февраля 1858 — пастушке Бернадетте Субиру в Лурде (Франция). 25 марта были произнесены слова «Я есмь Непорочное зачатие»;
13 мая — 13 октября 1917 — трём португальским детям в Фатиме;
Следует отметить, что получившие большой общественный резонанс явления Богородицы во второй половине XX века в испанском Гарабандале и боснийском Меджугорье Католической церковью истинными не признаны, хотя в частном порядке верующим таковыми их считать не возбраняется.


[править] Дева Мария в протестантизме
Почитание Девы Марии противоречит основному постулату Реформации — единоспасающей вере, исключающей любых посредников между Богом и человеком. Тем не менее М. Лютер ещё признавал приснодевство Марии и даже возможность Её заступничества перед Богом, и почитание некоторых богородичных праздников сохранялось в лютеранстве вплоть до эпохи Просвещения.

Однако У.Цвингли уже отвергал возможность молитвенного обращения к Богородице, но самым решительным противником Её почитания стал Ж. Кальвин, считавший его идолослужением[11], поэтому в швейцарской Реформации оно угасло достаточно быстро.


[править] Прочие традиции

[править] Сирийская традиция
В литургическом календаре Западно-сирийской Церкви особую роль занимает Христос и тайны Церкви и святых, поэтому Богородица почитается в этой тройной перспективе. Древнейшие праздники практически тождественны с праздниками Восточно-сирийской Церкви. В отдельные воскресенья вспоминаются Благовещение, посещение святой Елизаветы и благовещение святому Иосифу. Богородичные тексты Западно-сирийской Церкви основаны главным образом на поэзии святого Исаака Сирина и Иакова Серугского. В литургии есть, например, такой текст Иакова Серугского:

«Явилась Отроковица и […] старица, утро и вечер встретились в лобзании. Мария есть утро, несущее Солнце Правды. Елизавета же — вечер, несущий звезду света. Пришло утро и приветствовало вечер, подругу свою, а вечер взволновался, видя, что принял лобзание от утра. Молодая Дева была благоразумна, была смиренна, старица же, едва приняв Её, почтила Её как Мать. И как звезда не могла принять Солнце, то при появлении Его взволновалась и радостно взыграла».

Есть ещё 3 праздника, отмечающиеся как в Западно-сирийской, так и в Восточно-сирийской Церкви. 15 января празднуется день «Владычицы нашей семянной», в которой Богородица сравнивается с «благословенным полем, из которого произрос колос благословения (Христос), насыщающий алчущий мир». 15 мая отмечается праздник «Нашей Владычицы колосьев». В литургии в этот день Богоматерь также сравнивается с полем, дающим «Хлеб жизни». 15 августа справляется соединённое с Успением торжество «Богоматери-покровительницы лозы и винограда», где Богородица отождествляется с «прекрасной лозой, давшей миру божественную гроздь, от Неё же вино напояет вселенную». В этот же день подчёркивается прославление Богородицы в тайне Вознесения и смерть Её была блаженной. По традиции Богородица была похоронена в Гефсимании между Иерусалимом и Елеонской горой. Торжества сугубо Западно-сирийской Церкви — это два «Праздника поздравлений» с Рождеством Сына, дата которых правда такая же, как и в Восточно-сирийской Церкви — 26 декабря, и с его Воскресением. Другой богородичный день справляется 15 июня — тогда вспоминается освящение первого храма в честь Пресвятой Девы, но сирийские литургические календари не уточняют названия этой церкви.


[править] Коптская традиция

«Успение Богородицы». Коптская икона. Обратите внимание на надписи арабской вязьюУ коптов почитание Марии уходит корнями в позднюю античность. Один из первых храмов в честь Богородицы был построен в Александрии, и особую роль в распространении марианского культа сыграл александрийский патриарх Кирилл в V в. Копты считают, что из всех земель Богородица особенно возлюбила Египет, потому что по традиции именно здесь Святое Семейство нашло прибежище во время гонения Ирода. Исследователь коптской Церкви Дж. Джамберардини из-за неоднородности коптских богородичных праздников предложил поделить их на 4 группы:

праздники освящения церквей Богородицы. Количество этих праздников очень велико, к числу важнейших принадлежат освящения храмов в Филиппии, считающегося первым храмом в честь Марии в мире, в Атрибе (оба — 28 июня), церкви Владычицы нашей Каппадокийской (4 сентября) и в Даир аль-Мухарраке (15 ноября);
общие праздники Иисуса и Марии, в том числе Приход Святого Семейства в Египет 19 мая;
память Успения, празднуемая 21 числа каждого месяца;
праздники, общие с другими Восточными Церквями.
В то же время среди Восточных Церквей коптская Церковь — единственная, где есть особый богородичный месяц — «киак», приходящийся на декабрь.


[править] Маронитская традиция

«Мириам и Иса», арабская миниатюраМарониты любят соединять образ Марии с библейскими текстами о «горах и кедрах Ливана», а многие ливанские церкви были возведены в честь Благословенной Девы, тогда как на вершинах некоторых гор видны большие статуи Марии. Среди маронитских праздников выделяются обручение Марии и Иосифа (30 сентября) и праздник Мистической Розы (первое воскресенье октября), а самой Марии посвящены 3 месяца — август, май и октябрь. Богоматерь предстаёт как «добрая земля, из которой произросло благословенное древо», «гора, на которой горит Божий огонь», «новый Ноев ковчег», «брачный чертог, в котором поселился Тот, Кого не могут объять небо и земля», «Ковчег Завета», «соль очищенная, которая вкусом своим исправляет человечество, растленное грехом» и так далее.


[править] Дева Мария в Коране
В Коране Богоматерь упоминается как Мириам, мать пророка Исы (мусульмане считают Иисуса за пророка Ису).


[править] Богородица в светской культуре

Кузьма Петров-Водкин, «Петроградская мадонна»Титулование в православном песнопении Марии как «всех стихий земных и небесных освящение», «всех времён года благословение», было подчёркнуто персонажем Достоевского («Богородица — великая мать сыра земля есть»). Но в Новое время, например у Петрова-Водкина, завершилась секуляризация образа Марии.

Западная позднесредневековая куртуазная поэзия подчеркнула в Марии образ Прекрасной Дамы. Этот момент нашёл отражение в стихотворении Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный»:

Полный верой и любовью,

Верен набожной мечте,
«Ave mater Dei» кровью
Написал он на щите.


Лермонтов охарактеризовал Марию как «тёплую заступницу мира холодного».


[править] Литература
Dictionary of Mary
Brown, Raymond E. Mary in the New Testament
Buby, Bertrand. Mary of Galilee. Vol. 1—3
O’Carroll, Michael. Theotokos: A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary
Stacpoole, Alberic, eds. Mary in Doctrine and Devotion

[править] Ссылки
Богородица в Викисловаре?
Богородица на Викискладе?
«Дева Мария и духовная реализация»
Райнер Мария Рильке. «Жизнь Девы Марии» (лирика)
www.udayton.edu — один из самых больших сайтов о Марии (англ.)
Энциклика «Marialis cultus»
Giovanni Miegge, Waldo Smith, John A. Mackay. The Virgin Mary: The Roman Catholic Marian Doctrine
Образы Мадонны на старинных открытках
священник Георгий Чистяков, Мария Дева в гимнологии христианского Запада
Евангельская Богородица: история и апокрифы.

[править] Примечания
↑ Святитель Дионисий Великий
↑ Энциклопедия «Религия»
↑ 1 2 Малков П. Ю. Богородица, Дева Мария, родившая Иисуса Христа: Житиё // «Православная энциклопедия» т. 5. М. 2002. С. 486—487
↑ Порфирий (Успенский), епископ. История Афона СПб., 1892. Ч. 2. С. 129—131
↑ Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша) епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. М., 1993 г.
↑ Давыденков О. Катихизис
↑ Покров Пресвятой Богородицы
↑ Благоверный великий князь Андрей Боголюбский
↑ Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому
↑ Преподобный Серафим Саровский чудотворец
↑ Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М., 1998. Т. 3. С. 338.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F
http://www.holy-virgin.info/modules/news/
[/more]

_________________
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 6 часов


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB