Распятие
Не рыдай Мене, Мати,
во гробе сущу.
I
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене..."
II
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
1940-1943
"Реквием"А.Ахматовой.
Рембрандт. Голова Христа.
Микеланджело Буонаротти. Пьета. 1499 г. Базилика Святого Петра, Ватикан.
[more=Пьета]
Х. де Рибера. Святая Троица. 1635
Э. де Роберти. Pieta. 1482
Ф. фон Штюк. Оплакивание Христа.
Ф. Бартоломео. Снятие с креста. 1515
У.А. Бугро. Оплакивание Христа
Пьета.С.Н.Рерих
Р. Фиорентино. Мертвый Христос с ангелами. 1525
Р. Фиорентино. Pieta. 1537
П.П. Рубенс. Снятие с креста. 1612.
П.П. Рубенс. Оплакивание Христа.
П.П. Рубенс. Оплакивание Христа. 1617
Неизвестный французский художник. Pieta.
Н. Пуссен. Оплакивание Христа.
Микеланджело. Погребение Христа.
Дж. Беллини. Pieta.
Д. Креспи. Оплакивание Христа.
Г. Шмальц. Возвращение с Голгофы.
Г. Гольбейн Младший. Тело мертвого Христа в гробу. 1521
В.А.Васнецов.Плащаница. 1901.
В.А.Васнецов.Положение во гроб.
В.Коржев.В тени креста.1996.
В. Тициан. Положение во гроб.
В. Тициан. Положение во гроб.
В. Тициан. Pieta.
В.А. Васнецов. Распятие Христа. 1902
В. Беляев. Положение во гроб. 1890
А. Мантенья. Оплакивание Христа.
Ван-дер-Вейден.Пьета.
«Не рыдай Мене, Мати» — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии:
Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия
Чаще всего слева (по отношению к зрителю) от Христа изображается оплакивающая Его Богородица, состав прочих предстоящих различен в разных изводах и повторяет подбор персонажей сцены Распятия. Также известны одиночные изображения Христа без оплакивающих.
В сочетании с изображением Нерукотворного Образа Спасителя, образует устойчивую составную композицию «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати», при этом Спас Нерукотворный (чаще с ангелами) изображается в верхнем регистре иконы, а композиция Не рыдай Мене, Мати - в нижнем.
Композиция совмещает сцены Снятия со креста и Положения во гроб, посвящена оплакиванию Христа. По высказыванию других исследователей — «Мандилион» и «Akra Tapeinosis»[1]
Подобная сцена в западном искусстве получила именование «Пьета́» (итал. pietà — милосердие).