УТАГАВА Куниёси (1798-1861) - художник. Настоящее имя - Игуса Ёсисабуро.
В этом японском имени фамилия (Утагава) стоит перед личным именем.
Утагава Куниёси (яп. 歌川 国芳?, род. 1798 г. Эдо - ум. 14 апреля 1861 г. Эдо) — один из крупнейших японских художников и мастеров цветной гравюры конца периода Эдо.
Жизнь и творчество
Утагава Куниёси родился в семье красильщика шёлка. Отец его, Янагия Китиэмон, был в дружеских отношениях с Утагавой Тоёкуни, главой художественной школы Утагава. Первые уроки рисования мальчик получил в возрасте 10 лет, когда у них в семье проживал художник Кунинао. В 12 лет Куниёси без чьей-либо помощи создает первую самостоятельную работу - рисунок, изображающий легендарного покорителя демонов с мечом в руках. Считается, что именно этот рисунок открыл Куниёси дорогу в мастерскую Утагавы Тоёкуни - наиболее авторитетного и популярного мастера того времени. Учеником Тоёкуни Куниёси становится в возрасте 15 лет. Как и все художники школы Утагава, Куниёси начал свою самостоятельную деятельность с иллюстраций к произведениям художественной литературы. Так как гравюры и книжные иллюстрации, которые он начал создавать с 1814 г., не пользовались большим спросом, художник был вынужден перебиваться случайными заработками. Только в 1827 г. он достиг успеха, выпустив серию гравюр "108 героев простонародной версии романа "Речные заводи", изображавшую героев китайского романа "Суйкодэн". Работа была выполнена в экспрессивной, динамичной манере, граничащей с гротеском. К Куниёси пришла слава. С этого времени жанр муся-э - историко-героической гравюры - становится главным для художника.
Другим учителем Куниёси считается Кацукава Сюнъэй, научивший его изображению сатирических и фантастических сценок, а также образов и актёров театра кабуки. В 1811 году мальчик поступает учеником в мастерскую Тоёкуни, где обучается до 1814 года. Тоёкуни также даёт ему его художественное имя — Куниёси.
Первые годы художественной деятельности были для Куниёси малоудачны. В 1814-16 годах он занимается иллюстрированием книг, в 1817 году не создаёт вообще ничего нового, в период с 1818 года по 1826-й находится лишь несколько издателей, согласившихся напечатать некоторые его работы. На жизнь Куниёси зарабатывает в основном набивкой и ремонтом напольных соломенных матов. Живёт в постоянной нужде, к тому же в 1820 году он женится.
С 1827 года положение художника улучшается. Он получает от издателя Кагая Китибеи заказ на создание 5 картин для серии гравюр 108 героев Суйкодэн. Листы эти хорошо раскупались, и Куниёси были поручены и все остальные «герои» серии. Художник создаёт также изображения серии героев других произведений и преданий, литературные иллюстрации, сцены из театра кабуки, пейзажи. К 1842 году он занимает почётное место среди мастеров художественного направления укиё-э, войдя в тройку его лучших художников — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Кунисадой.
В 1842 году, в результате так называемых «реформ Тэмпо», изменились и условия работы для художников укиё-э. Так, им было запрещено отныне изображить театральные сцены, актёров, гейш и куртизанок. Куниёси пишет свою «кошачью» серию, делает гравюры из воспитательной серии для домохозяек и детей, изображает национальных героев в серии Традиции, мораль и благочиние. В 1843 году мастер был предупреждён властями за изготовление карикатур на сёгуна и его первого министра, его гравировальные доски были конфискованы и уничтожены. Постепенно строгость запретов расшатывается, и к концу 1840-х — началу 1850-х годов художник возвращается к теме Кабуки.
Из работ второй половины 1840-х гг. наибольшую известность получили серии гравюр, посвященных истории о 47 ронинах.
В 40-е гг. Куниёси неоднократно участвовал в выпуске серий гравюр вместе с другими не менее знаменитыми художниками. К числу таких серий относятся парные изображения "53 станции дороги Токайдо", выполненные им вместе с Андо Хиросигэ и Утагавой Кунисада.
1840-1850-е гг. - время наивысшей творческой активности Куниёси. За десять лет он создает 11 серий по 40-50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объема на темы, связанные с героической историей Японии, к примеру, серия "Биографии прославленных героев "Сказания о Великом мире".
Куниёси считается одним из самых талантливых мастеров позднего периода Эдо. В своих муся-э, бидзинга, картинках на театральные темы, пейзажах он использовал новые стилистические формы, характерные для европейской живописи, в частности, связанные с изображением перспективы.
До 1855 года Куниёси работает во всех областях цветной гравюры, но с 1855 он ограничивается исключительно областью книжной иллюстрации.
К 1853 году художник скопил значительное состояние, которое затем разделил среди своих учеников.
Кошка.
Море.
[more]
Праздник мальчиков.
Киямара Рокутске под водопадом.
Нитирен успокаивает бурю в Какуда.
Женщина перед зеркалом.
Плавание в шторм.
Скелет.
Японки.
Кот-монстр.
Черный карп.
Водяной дракон.
Красный карп.
Рыбы.
Переправа через реку.
Сотоку.
Тамамори и морской дракон.
Такаги Тораносуке под водой.
Таматори и дракон.
Поэт Якурен.
Поэтесса Укон.
Без названия.
Вид с горы Фудзи.
Тигр.
Самураи.
Зима.
Ловля бабочек.
Женщина в лодке.
Женщина,идущая по снегу.
Серии про самураев.Сказание о великом мире.
[url]http://www.exposter.ru/kuniesi.html[url]
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%91%D1%81%D0%B8
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=969841
[/more]