Представляем вашему вниманию результаты 5 исследований, вызвавших наибольший интерес (по версии ESC News Team) на прошедшем в Стокгольме Европейском Конгрессе Кардиологов 2010.
SHIFT: ВЛИЯНИЕ ИВАБРАДИНА НА ЧАСТОТУ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ СОБЫТИЙ У ПАЦИЕНТОВ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ И СИСТОЛИЧЕСКОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ ЛЕВОГО ЖЕЛУДОЧКА.
Авторы: Michel Komajda ; Karl Swedberg ; Michael Boehm ; Jeffrey S. Borer ; Ian Ford ; Ariane Dubost-Brama ; Guy Lerebours ; Luigi Tavazzi.
Актуальность: Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) – заболевание, связанное с высоким уровнем заболеваемости и смертности. Повышение частоты сердечных сокращений в покое является фактором риска неблагоприятных исходов. Мы предположили, что снижение частоты сердечных сокращений с помощью селективного ингибитора рецепторов синусового узла ивабрадина можно улучшить исходы при ХСН.
Методы: В данное международное рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование были отобраны пациенты с симптоматической ХСН и фракцией выброса левого желудочка ≤ 35%, с синусовым ритмом и ЧСС ≥ 70 уд / мин, госпитализацией по поводу декомпенсации ХСН в течение предыдущих 12 месяцев и стабильной терапией, включающей при переносимости бета-адреноблокатор. В целом было рандомизировано 6505 пациентов, из них в группу ивабрадина 3241 (титровался до максимальной дозы 7,5 мг дважды в день), в группу плацебо - 3264. Первичная конечная точка была комбинированной и включала сердечно-сосудистую смерть или госпитализацию по поводу декомпенсации ХСН.
Результаты: Средний период наблюдения составил 22,9 месяцев. В общей сложности, 793 (24,5%) больных в группе ивабрадина и 937 (28,7%) больных в группе плацебо достигли первичной конечной точки (отношение рисков (ОР) 0,82, 95% доверительный интервал (ДИ)ДИ 0.75-0.9, р <0,0001). Основное влияние ивабрадина заключалось в снижении частоты госпитализации по поводу декомпенсации ХСН с 20,6% до 15,9% (ОР, 0,74, 95% ДИ 0.66-0.83, р <0,0001) и смертности от ХСН (ОР, 0,74, 95% ДИ 0.58-0.94, р = 0,014). Выявлено снижение частоты сердечно-сосудистой смерти (ОР, 0,91, 95% ДИ 0.80-1.03), и смерти по всем причинам (ОР, 0,90, 95% ДИ 0.80-1.02) в группе ивабрадина. Применение ивабрадина привело к снижению частоты госпитализации по всем причинам (ОР, 0,89, 95% ДИ 0.82-0.96, р = 0,003), отмечалась хорошая переносимость. Полученные в различных заданных группах результаты были сопоставимы, хотя у пациентов группы ивабрадина с наибольшей ЧСС достигнуто наибольшее снижение риска наступления первичной конечной точки.
Выводы: Полученные результаты подтверждают важность снижение ЧСС с помощью ивабрадина для улучшения клинических исходов у больных с ХСН и подтверждают важную роль ЧСС в патофизиологии ХСН.
AVERROES: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АПИКСАБАНА И АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ (АСК) В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ИНСУЛЬТА
Авторы: Connolly, Stuart; Eikelboom, John; Flaker, Greg; Kaatz, Scott; Avezum, Alvara; Piegas, Leopoldo; Hermosillo, Antonio; Hohnloser, Stefan; Golitsyn, Sergey; Yusuf, Salim.
Актуальность: У пациентов с мерцательной аритмией (МА) повышен риск развития инсульта. Применение антагонистов витамина К (ВКА), таких как варфарин, приводит к снижению риска развития инсульта, но связано с повышенным риском кровотечений. Кроме того, ведение пациента на ВКА сложно, требует частого мониторирования МНО из-за генетических особенностей, взаимодействия с лекарственными препаратами и продуктами питания. Многих пациентов с фибрилляцией предсердий невозможно адекватно вести на ВКА, у некоторых развились осложнения, а некоторые отказываются принимать данные препараты. Для пациентов, которые не могут принимать ВКА, единственной альтернативой является лечение аспирином, который недостаточно эффективен. Апиксабан является исследуемым пероральным антикоагулянтом, избирательно ингибирующим фактор Ха. Исследования по профилактике венозной тромбоэмболии показали, что апиксабан является эффективным препаратом, обладающим благоприятным профилем риск-польза по сравнению с низкомолекулярными гепаринами.
Цель. Целью исследования AVERROES была оценка эффективности апиксабана для профилактики инсульта и системной эмболии у пациентов с фибрилляцией предсердий и риском развития инсульта, не подходящих для терапии ВКА. Апиксабан сравнивали со стандартной терапией - аспирином.
Методы: AVERROES - двойное слепое, рандомизированное, контролируемое исследование по сравнению апиксабана и аспирина. Пациенты с документированной фибрилляцией предсердий и по крайней мере одним фактором риска развития инсульта, которые также не подходят для терапии ВКА, были рандомизированы в 2 группы - апиксабана 5 мг два раза в сутки (2,5 мг два раза для отдельных пациентов) или аспирина (81-324 мг / в день). Исследование проведено в 520 центрах во всем мире и включило 5600 пациентов, завершено в декабре 2009 года. Комитет по мониторированию данных - Data Monitoring Committee (DMC) провел свой первый официальный промежуточный анализ эффективности после наступления 50% заданных первичных конечных точек и повторно рассмотрели эффективность три месяца спустя, 28 мая 2010, в соответствии с уставом DMC. На основе неоспоримых фактов, подтверждающих эффективность апиксабана в профилактике инсульта и системной эмболии, наряду с высокой безопасностью, они рекомендовали окончить исследование, чтобы все пациенты могли получать препарат в открытой фазе. Эта рекомендация была принята в Steering Committee (Руководящий комитет) и спонсорами исследования.
Результаты: Кратко описаны предварительные результаты. Лечение пациентов значимо не различались между 2 группами. Средний возраст составил 70 лет. Средний балл по шкале CHADS2 составил 2,0. 75% больных получали аспирин, на момент начала исследования, а 15% получали пероральные антикоагулянты. 40% из них ранее получали ВКА. Частота инсульта или системной эмболии (первичная конечная точка) составила 4,0% в год в группе аспирина и 1,7% в год в группе апиксабана (отношение рисков 0,43, 95% ДИ 0.30-0.62, р = 0,000004). Частота больших кровотечений составила 1,2% в год в группе аспирина и 1,5% в год - апиксабана (ОР 1,26, 95% ДИ, 0.79-2.00, р = 0,33). Частота геморрагического инсульта - 0,2% в год в обеих группах (ОР 1,15, 95% ДИ, 0.42-3.17, р = 0,79). Не выявлено признаков гепатотоксичности или других побочных эффектов.
Выводы: У пациентов с фибрилляцией предсердий и риском инсульта, не подходящим для терапии ВКА, апиксабан снижает риск инсульта и системной эмболии на 57% без значительного увеличения риска крупных кровотечений. Апиксабан обладает рядом важных преимуществ по сравнению с аспирином в профилактике инсульта у данной группы больных.
ANTIPAF: АНТАГОНИСТЫ РЕЦЕПТОРОВ АНГИОТЕНЗИНА II ПРИ ПАРОКСИЗМАЛЬНОЙ ФОРМЕ МЕРЦАТЕЛЬНОЙ АРИТМИИ
Авторы: Andreas Goette, Norbert Schön Paulus Kirchhof, Günter Breithardt, Thomas Fetsch, Helmut U. Klein, Gerhard Steinbeck, Karl Wegscheider, Thomas Meinertz.
Актуальность: В отличие от антиаритмических препаратов, безопасность и положительный эффект антагонистов рецепторов ангиотензина II (АРА) у пациентов с органической патологией сердца широко известны. Клиническая эффективность АРА для предотвращения фибрилляции предсердий (ФП) изучена до сих пор только у пациентов, имеющих органическую патологию сердца. Здесь приводятся основные результаты исследования ANTIPAF, в котором изучалось влияние олмесартана медоксомила в сравнении с плацебо у пациентов с пароксизмальной ФП без органических заболеваний сердца.
Методы: ANTIPAF - проспективное рандомизированное плацебо-контролируемое, многоцентровое исследование. В качестве первичной конечной точки принимался процент дней с документированными эпизодами пароксизмальной ФП. Период наблюдения составил 12 месяцев. 430 пациентов с документированной пароксизмальной ФП без органических заболеваний сердца были рандомизированы в группу плацебо или 40 мг олмесартана 1 раз в сутки. Сопутствующая терапия АРА, ингибиторами АПФ и антиаритмическими препаратами запрещалсь. Пациентам ежедневно выполнялась ЭКГ, передаваемая через телефон, вне зависимости от симптомов.
Результаты: В соответствии с анализом «intension-to-treat» (ITT) исследуемая популяция составила 425 пациентов (211 группы плацебо и 214 группы олмесартана). В общей сложности было проанализировано 87 818 телефонных ЭКГ (тЭКГ) (44 888 ЭКГ в группе плацебо и 42 930 ЭКГ в группы олмесартана). Таким образом, в среднем, на одного пациента было зарегистрировано 207 тЭКГ, в среднем по 1,12 тЭКГ на одного пациента в день. Число первичных конечных точек не различалось между группами (р = 0,7702), как и число вторичных конечных точек (качество жизни). В частности, время до первого пароксизма ФП, время до персистирования ФП и число госпитализаций были одинаковыми в обеих группах. Время до назначения антиаритмика, восстанавливающего ритм (амиодарон) является единственным параметром, по которому достигнуто достоверное различие с более ранним назначением амиодарона в группе плацебо (р = 0,0365).
Выводы: Терапия АРА сама по себе не уменьшила количество эпизодов ФП у пациентов с пароксизмальной ФП без органических заболеваний сердца. Таким образом, АРА не могут быть рекомендованы в качестве первой линии лечения пароксизмальной ФП при отсутствии других показаний.
CARE HF LTFU: РЕСИНХРОНИЗАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ: ОТДАЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Авторы: John GF Cleland, Nick Freemantle, Erland Erdmann, Daniel Gras, Lukas Kappenberger, Luigi Tavazzi, Jean-Claude Daubert.
Актуальность: Исследование CARE-HF впервые было представлено в 2005 году и показало, что ресинхронизационная терапия (РТ) значительно снижает смертность у пациентов с сердечной недостаточностью с признаками десинхронизации. Существует очень мало длительных исследований среди больных с РТ.
Методы: Набор пациентов начался в конце 2000 года и был завершен к марту 2003 года. После доклада основных результатов в 2005 году, исследователей попросили информировать пациентов о результатах и имплантировать устройство для РТ при сохранении показаний, а затем попросить согласия пациентов для отдаленного наблюдения - до 30 сентября 2009.
Результаты: Из 813 пациентов, первоначально включенных в исследование, 343 (42%) умерли до повторного согласия, 111 пациентов (14%) не были доступны для контакта, 50 (6%) были живы, но отказались от дальнейшего участия и 309 (38% ) дали согласие на дальнейшее наблюдение. Из пациентов, изначально взятых под наблюдение, большинство выживших уже получили РТ к моменту повторного согласия. С момента рандомизации умерло 222 пациентов, изначально получавших фармакотерапию, и 192 - изначально получивших РТ. Отношение рисков по смертности среди пациентов, изначально получивших РТ по сравнению с контрольной группой, составило 0,768 (95% ДИ от 0,633 до 0,931, P = 0,007). Взаимодействий между подгруппами не наблюдалось.
Выводы: Влияние РТ на смертность, выявленное в фазе рандомизации CARE-HF сохраняется при длительном отдаленном наблюдении. Имплантация устройства для РТ после завершения исследования, возможно, может предотвратить дальнейшее расхождение кривых выживаемости. Преимущество РТ наблюдается у пациентов, старше и младше среднего возраста 66 лет. У пациентов в возрасте до 66 лет с умеренной и тяжелой сердечной недостаточностью и признаками сердечной десинхронизации, от РТ можно ожидать увеличения медианы выживаемости примерно с 5 лет до > 8 лет. Выживание должно быть еще больше в группе пациентов с РТ-дефибрилляторами, а не только с устройствами для РТ.
EINSTEIN DVT: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРОРАЛЬНОГО ПРИЕМА РИВАРОКСАБАНА И СТАНДАРТНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ СТАРТОВОГО ЛЕЧЕНИЯ СИМПТОМАТИЧЕСКОГО ТРОМБОЗА ГЛУБОКИХ ВЕН И ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВОВ ВЕНОЗНОЙ ТРОМБОЭМБОЛИИ
Авторы: Buller, Harry - Darius, Harald
Актуальность: В схему стандартного лечения венозной тромбоэмболии входят низкомолекулярный гепарин, а затем антагонист витамина K. В 2 исследованиях по изучению дозировок среди пациентов с симптомами тромбоза глубоких вен, ривароксабан, прямой пероральный ингибитор фактора Ха, показал свою эффективность и безопасность, сходные со стандартной терапией. Мы исследовали возможность использования ривароксабана в качестве альтернативы стандартной терапии в крупной и репрезентативной выборке пациентов с тромбозом глубоких вен.
Методы: эффективность ривароксабана в сравнении со стандартной терапией изучалась в рандомизированном, открытом, слепом исследовании с участием более 3400 пациентов с острым симптоматическим проксимальным тромбозом глубоких вен, но без сопутствующей симптоматической тромбоэмболии легочной артерии.
Пациенты получили перорально ривароксабан (интенсивный курс в течение первых 3 недель - 15 мг два раза в день, затем 20 мг однократно) или рассчитанную по весу дозу эноксапарина (1 мг/кг), а затем антагонист витамина К (варфарин или аценокумарол) в дозе, необходимой для поддержания МНО в пределах 2,0-3,0 (целевое значение 2,5) в течение 3, 6 или 12 месяцев, на основе клинической оценки врачом состояния пациента на исходном визите. Все пациенты, рандомизированные в группу ривароксабана, получали фиксированные дозы, в том числе пациенты с умеренным нарушением функции почек (клиренс креатинина 30-50 мл/мин) и большой или низкой массой тела. Первичной конечной точкой по эффективности была общая заболеваемость симптоматической повторной тромбоэмболией вен (без смертельного исхода или со смертельным исходом). Главным исходом по безопасности стала комбинированная точка, включающая крупное или некрупное, но клинически значимое кровотечение. Для подтверждения того, что ривароксабан не уступает стандартной терапии, требовалось наступление как минимум 88 повторных событий. Все результаты оценивались независимой комиссией, ослепленной к назначаемому лечению.
Целью исследования стало последовательное включение ряда пациентов, для оптимизации обобщения и возможности проведения и контроля за стандартной терапии в локальных условиях. Были предприняты некоторые меры, чтобы гарантировать аналогичный контроль во время периода отсроченного наблюдения и оценки результатов.
Результаты: Всего было рандомизировано более 3400 пациентов в период с февраля 2007 года по август 2009 в 253 центрах в 32 странах. Максимальная длительность лечения составила 6 месяцев для последних рандомизированных пациентов. Целевой показатель в 88 событий был достигнут, в связи с чем ожидается закрытие базы данных в июне 2010 года. Характеристика пациентов сходна с таковой типичных пациентов с тромбозом глубоких вен и сопоставима с современными исследованиями. Ожидается представление окончательных результатов.
Выводы: Если исследование Einstein-DVT достигнет своей цели – продемонстрирует, что ривароксабан не уступает стандартной схеме лечения, монотерапия данным препаратом обеспечит клиницистам и пациентам привлекательный простой альтернативный режим стартового лечения тромбоза глубоких вен, а также долгосрочной вторичной профилактики повторных венозных тромбоэмболий.
Материал подготовлен Лианой Оганезовой.
Источник
http://medic.ossn.ru/news/11/1512/