|
Благодарю поэтов за молчание: при составлении сборника поэтов участвовали разные люди, и Осипова из моего батальона
Перечитываю с горя "Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»
Смешно!
НАЧАЛО РУСИ I. СЛАВЯНЕ Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные назывались славянофилами и неославянами. Славяне любили быть высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они брали подписку, в которой малорослый обязывался в известный срок вырасти и достигнуть известной нормы. Когда же по истечении срока давшие подписку не вырастали, их ссылали на берега Днепра, где малорослые вскоре и основали свое собственное государство под названием Малороссия. В отместку за ссылку малороссы и придумали пословицы: «высокий до неба, да дурний як треба» и «велика Федора, да дура». Жили славяне на берегах рек, но им не запрещалось отлучаться от берегов и совершать прогулки вне черты славянской оседлости. Занимались они ловлей невест, рыб и зверей. Первых, вторых и третьих было такое множество, что часто ловили их голыми руками и даже голыми ногами, ибо в летнее время славяне ходили почти голыми, каковое платье в те времена считалось весьма модным и щеголеватым. Рыбу славяне жарили и варили. Со зверей снимали шкуру и отпускали их на волю. Невесты же в свою очередь сдирали шкуру со славян и отсылали своим родителям. Последний акт назывался «вено». Характер славян представлял смесь хороших и дурных качеств. С одной стороны они были храбры, но с другой стороны храбры не были, вследствие чего исход битвы зависел от того, с какой стороны к ним подходил неприятель — с храброй или не с храброй. Сражались они врассыпную, но, потеряв сражение, бежали дружной толпой и сомкнутыми рядами. Иногда они прибегали к хитрости. Притворным бегством заманивали неприятеля в лес и оттуда больше не выходили, оставив, таким образом, неприятеля с носом и в дураках. Славяне отличались большим гостеприимством. Гостю отводилось лучшее место в доме и отдавались лучшие куски. Позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника. Позволялось даже любимую жену отдавать гостю. Но какой счет потом представлялся гостю, неизвестно историкам. Должно быть, счет представлялся порядочный. Это видно из того факта, что к славянам не часто ездили в гости. Брак у них заключался без излишних проволочек. Мужчина накидывал на голову нравившейся ему женщины мешок, связывал руки и тащил в свой дом; таким образом, брак заключался с обоюдного согласия. Еще меньше проволочек требовал развод. Например, отделение головы от туловища у жены считалось достаточным поводом к разводу, и с первого же момента муж, отрубивший голову жене, считался снова холостым и мог беспрепятственно жениться на другой. Религия у славян была простая и общедоступная. Они поклонялись всему, что бог послал. Увидят пень и станут перед ним на колени. Поймают зверя, и давай перед ним молиться, прежде чем снимут с него шкуру. Один пень сделал большую карьеру. Для него построили храм и наняли жрецов. Пню дали имя Перун и подчинили ему солнце, гром и все остальные божества. Некоторые из славянских племен жили в городах и управлялись князьями. Князья же неизвестно кем управлялись, и хотя некоторые историки уверяют, что они управлялись вечем, им никто еще до сих пор не поверил. II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА Племя русь в первый раз появилось в России в 862 году. Откуда оно появилось, никому не было известно. Все в этом племени были беспаспортные и на расспросы летописцев давали уклончивые ответы. — Мы происходим от Адама! — говорили одни. Летописцы накидывались на свои пергаменты, чтобы записать эти слова. Но тут подходили другие из племени русь и не без лукавства замечали: — Вас обманули, господа летописцы. Мы происходим от Евы. И бедные летописцы тщетно ломали головы, стараясь угадать, какой из этих двух разноречивых ответов можно считать верным. Жили тогда славяне, следуя строго обычаям предков, — в вечной ссоре и беспрерывной драке между собой. Синяк под глазом или вывороченная скула, как у нынешних боксеров, считались почетными знаками и лучшим доказательством мужской красоты и отваги. Несмотря, однако, на отчаянную отвагу, славяне всем платили дань, не желая, по-видимому, отступать от преданий седой старины. Северные славяне платили дань варягам. Южные – хазарам. Восточные – половцам. Западные – немцам. Юго-восточные славяне платили и немцам, и варягам. Иногда северные славяне тайком от южных славян приносили дань хазарам. Когда это обнаруживалось, южные славяне в долгу не оставались и, выбрав ночку потемнее, отправлялись тайком от северных славян к варягам и приносили им дань. На этой почве у южных и северных славян весьма часто возникали войны, которые в большинстве случаев кончались вничью. Южные славяне возвращались к себе на юг, сообщая всем по дороге: — Здорово мы отколотили северных славян. Больше не сунутся с данью к нашим хазарам. Северные же славяне всем по дороге рассказывали: — Ну и отдубасили мы южных славян! Будут знать, как платить дань нашим варягам! В конце концов, славяне всех стран света так перессорились между собой, что вмешательство иностранных государств стало необходимым. Славяне не стали ждать, пока чужеземцы придут в их страну, и сами позвали их к себе. — Так-то почетнее будет! — сказали умные славяне. И отправили к чужеземцам послов. III ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ Летописцы на основании не дошедших до нас рукописей так рассказывают о призвании варягов. Славянские послы обулись в праздничные портянки и самые модные для того времени лапти. Брюк в то время еще не носили. Даже князья, управляя своими народами, оставались без брюк при исполнении своих княжеских обязанностей. На плечи послы накинули по звериной шкуре. Взяли по котомке с хлебом и отправились к варягам. Пришедши к варягам, послы потихоньку заглянули в шпаргалки, которые на всякий случай носили в кармане, и выпалили из Иловайского: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». За знание истории варяги поставили послам пять, а потом приступили к деловому разговору. — Зачем вам порядок? — спросили варяги. Послы переглянулись и почесали затылки. Видно было, что к этому вопросу они совершенно не были подготовлены. — Да как же без порядка? — стали они мямлить. — Нужен порядок... — Зачем же нужен? — Для порядка, значит, нужен. Сами знаете, без порядка какой же порядок? Варяги засмеялись. — Ну хорошо, — сказали они, — порядок нужен для порядка. А земля ваша действительно велика? Послы оживились. — Велика?! Ишь ты, чего захотели! Это только для красного словца говорится. Куренка, к примеру сказать, и того выпустить некуда. Сейчас его либо половчанин схватит, либо хазарин унесет, либо к вашей милости на сковороду попадет. Совсем безземельные... — А земля ваша действительно обильна? — Обильна ссорами. Заметив, что слова эти произвели на варягов нехорошее впечатление, послы бросились в ноги и завопили: — Ваши благородия! Не оставьте нас, сирот. Вы наши отцы, мы ваши дети. Приходите учить нас уму-разуму. После небольшого колебания варяги согласились принять власть над славянами. Три брата – Рюрик, Синеус и Трувор – с дружинами пошли к славянам. Рюрика приняли с удовольствием. — Хоть и не Рюрикович, — говорили про него послы, — но его потомки будут Рюриковичами. Синеуса приняли благосклонно. — Усы выкрасим, — решили послы, — и он сделается Черноусом. Но насчет Трувора возникли прения. — Пойдут от него Труворовичи, — говорили послы, — а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю самым лучшим манером. Но варяги шутить не любили, и пришлось уступить. От Труворовичей и пошли на Руси интенданты, приказные, хожалые.
...
Покорение Сибири
При Иоанне Грозном случилось странное событие. Однажды во дворец пришел человек и отрекомендовался: – Иван Кольцо, вице-покоритель Сибири. Иоанн Васильевич пронизал пришельца глазами и произнес: – Скажи прямо, жиган! Беглый из Сибири! Кольцо с достоинством ответил: – Я не беглый, а покоритель. – Отлично! Расскажи, что ты там покорил? Кольцо стал рассказывать: – Казаки мы, т. е. что ваше, то наше, а что не ваше, то тоже наше. Мы люди простые и неученые. По-неученому и живем. – Это мы слыхали. Дальше! – Сейчас будет и дальше. Кольцо погладил усы и самодовольно продолжал: – Некого стало на Руси грабить. Много ли после опричника награбишь? Мы и пошли дальше за Урал. Смотрим – земли много, а народу столько, сколько у Пуришкевича волос на голове. – Прошу не трогать Польшу, – прервал Иоанн, – говори без международной политики. – Могу и так. А царствует над этим, прости Господи, народом слепой царь и предводительствует глухонемой воевода. Мои люди, как львы, бросились на этот народ и разбили его. Слепой царь не увидел, а глухой воевода не услышал, как мы подкрались к народу и покорили его. Вот я и твоей милости подарки привез. Иван Кольцо вынул несколько соболей и лисиц и разложил их перед Иоанном Васильевичем. – Стибрили? – кратко спросил Грозный. – Никак нет. «Настреляли»… Иоанн Васильевич стал рассматривать подарки. – Заграничные! – сказал он с видом знатока. – Без фальши! – подтвердил Кольцо. – Вот и таможенные пломбы. – Спасибо! А кто вами предводительствовал? – Предводительствовал наш атаман Ермак Тимофеевич. – Почему же он сам не явился? Кольцо замялся. – Как бы тебе сказать… Ссылка не кончилась… Еще годков двадцать ему ждать надо… Чтобы замять неприятный разговор, Иван Кольцо стал на колени и торжественно произнес: – Кладем к твоим ногам завоеванное нами царство по имени Сибирь. – Принимаю его! – ласково произнес Иоанн Васильевич. В тот же день «золотопромышленные» понизились до половины их стоимости. Больше десятка банкиров разорились, присвоили деньги вкладчиков и были сосланы в Сибирь. ...
Окно в Европу
Победив кого следует, Петр задумал прорубить окно в Европу. – Пора, – сказал он, – на людей посмотреть и себя показать! Сановники светские и духовные принялись увещевать царя. – Не богоугодное ты дело затеял! – говорили сановники. – Окно дело грешное. Не по святой старине поступаешь, царь. Светские сановники подходили с дипломатической стороны и вещали: – Окно, государь, вещь опасная. Прорубишь окно, а в него швед влезет. – А мы ему в шею накладем! – смеялся Петр. – Он и уйдет. – Уйдет швед, пролезет в окно немец. – Немцу зачем в окно? Мы его и в дверь пускаем. – Тогда немец из окна вылезет. – Зачем же ему вылезать? – А уж такая у немца привычка. Не пустишь в дверь, он в окно влезет. Пустишь в дверь, он в окно и вылезет. Характер такой. Петр смеялся и продолжал прорубать окно. Петр прорубал, а сановники мирские и духовные приходили по ночам и заколачивали окно. Петр не унывал и настойчиво продолжал свою работу. Когда работа была окончена и новый свет хлынул в прорубленное окно, сановники опьянели от ужаса и завопили: – Горе нам! Горе нам! И началась между ними и Петром тайная борьба. Сановники каждую ночь упорно затыкали подушками прорубленное окно в Европу. По утрам Петр вынимал подушки, а уличенных виновников ссылал и даже казнил. Но ночью приходили новые сановники и приносили новые подушки. И до самой смерти Петра продолжалась эта тайная борьба. Русскому народу так и не удалось при жизни Петра увидеть как следует Европу.
|
|