На семинар съездить удалось.
В первый день выступали чех и поляк. У них вся страна поделена на сектора для первичной пластики. Тромболизис уже не используют. За прошлый год во всей Польше было 34 тромболизиса. Летальность при такой тактике около 5%. Нам такое не перенять – большие расстояния. Но в крупных городах надо делать как у них.
Выступал голландец. Агитировал за стенты покрытые эндотелиальными клетками-предшественниками. Вроде как не бывает тромбозов стента. Народ выслушал настороженно. Потому, как никто такого не видел, не работал. Обещал через полгода опубликовать результаты исследования. Называется DEBORA. Так, что будем ждать.
Кроме чисто интервенционных вопросов (какой проводник или баллон лучше, какой размер стента правильный) обсуждались и вопросы на стыке профессий – большой хирургии, реанимации, кардиологии. В частности о полезности отстроченной пластики при ОИМ. Здесь нет однозначного ответа. Но тенденция видимо такая – надо, но не «здоровых мужиков» с нижним инфарктом, которые перенесли один ангинозный приступ и дальше не болеют. Предлагали в качестве более точной оценки насосной функции сердца использовать не ФВ, а объем левого желудочка в мл.
Очень много говорилось о теории открытой артерии. О лечении синдрома no-reflow.
Была очень доброжелательная и свободная атмосфера. Никакой рекламы, никакого флуда. Были прямые трансляции из операционной. Причем произошел интересный случай. В первый день японец работал. Оперировал хронические окклюзии. Одна операция залом была принята на ура! Другая не была одобрена. По мнению зала не была полностью закрыта диссекция ПКА. И точно – на утро - нижний инфаркт. И опять трансляция в зал. Только уже местные доктора исправляли. Был также выполнен и коронарный тромболизис половинной дозой актилизе. В этот раз все успешно.
Были так же сообщения под общим названием – «моя самая ужасная пластика» То есть доктора выходили и рассказывали о своих неудачах. И все обсуждали как можно этого было избежать. Не в каждой профессии такое можно встретить.
Вот такие впечатления. Вопросы принимаются.
Вид с балкона 12 этажа кардиодиспансера, где проходил семинар.